Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интел

Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом

Попробуем разбить стереотип «сила есть — ума не надо» на примере этих интеллекту­ально одарённых монстров. Они способны не только пере­мещать десятки тонн груза между складами, но и решать сотни сложнейших задач по пути. Познакомьтесь с продви­нутыми грузовиками завтрашнего дня!

Tesla Semi

Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом

Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом

Имя этой громкой новинки хорошо знакомо: впервые беспилотный электриче­ский грузовик компания Илона Маска показала в 2017 году, в один день с дебютом модели Roadster. Путь от эффектного обтека­емого концепта до серийной модели прилично затянулся, но если дальше всё пройдёт без запинок, то серийный Semi мы увидим в ближайшие пару лет или уже к началу 2022 года.

Что предлагает самая большая Tesla помимо полной загрузки в 36 тонн, запаса хода до 900 километров, пяти­секундного разгона до «сотни» (к счастью, без груза) и обтека­емости, сравнимой с Bugatti Chiron? Как минимум — один из самых завидных «мозгов» в индустрии. Системы экстренного торможения и активного удер­жания в полосе тут выступают рабочими органами адаптивного круиз-контроля, который, в свою очередь, подчинён умному авто­пилоту, способному обходиться без участия человека. Система может брать на себя процесс управления грузовиком, автомати­чески поддер­живать заданную скорость вне зависи­мости от уклона дороги, а также «общаться» с другими авто­мобилями. В ходе статической презентации было заявлено, что серийный тягач получит возмож­ность само­стоятельно двигаться в колонне, подчиняясь электронным «приказам» грузовика-лидера.

Водитель (или оператор) Semi при этом избавлен от максималь­ного количе­ства тех задач, которые приходится решать на современных грузовиках. Кучу важных приборов и элементов управления в Tesla заменяет пара информаци­онных планшетов, а сама кабина больше напоминает стильную будку охраны: удобное кресло, панорамный обзор, подстакан­ники и необходимый набор данных, которые отобража­ются для контроля. Сам Маск в 2017 году говорил примерно так: «Я могу управляться с этой штукой, хотя понятия не имею, как водить грузовики».

Nikola One

Своеобразным криптонитом для детища Маска стал проект из Аризоны. Массивный 9,5-тонный грузовик от компании, также отсылающей своим именем к изобрета­телю Николе Тесле, был заявлен как один из самых крутых больше­грузов на настоящий момент. Правда, в отличие от чисто батарейного Semi, маги­страль­ная модель One полагается на связку электро­двигателей и массивной водородной установки, которая заряжает батареи.

С точки зрения отдачи и дальнобойности грузовик-первенец от Nikola Motor кладёт Теслу на лопатки: запас хода составляет от 1300 до 1900 километров, а тяговые электро­моторы на задних осях развивают тысячу лошадиных сил. В интел­лектуальном же смысле обе модели (One и Semi) довольно близки.

Кабина аризонского тягача щедро напичкана электроникой. В ком­муникации с машиной участвует большой централь­ный дисплей — на него выводятся необходимые данные и с его помощью отдаются команды «мозгу» машины. Система имеет доступ в интернет и поддер­живает связь с пользова­тельским планшетом, а интер­фейс конфигури­руется. За безопас­ность по периметру автомобиля отвечают набор камер и система кругового обзора.

Представленная в 2017 году модель Two добавила к списку электронного оснащения пару боковых камер, заменяющих зеркала заднего вида, а также два крупных дисплея, на которые транслируется «картинка» с бортов.

Позже свет увидел третий грузовой проект от Nikola — бескапотный тягач Tre, собранный при поддержке бренда Iveco и рас­считанный на Европу. В настоящий момент, правда, стартап уже не пуляет идеями, а пытается решить накопив­шиеся проблемы — начиная от анонсиро­ванной сети водородных заправок и заканчивая баналь­ными финансами и общением с инвесторами.

Embark Trucks

Проект относительно свежего стартапа Embark Trucks выглядит ещё более продвинутым. В 2020 году компания из Сан-Франциско вывела на дороги увесистый автопоезд, снабжённый «умными» компо­нентами для полностью автономного пере­движения. И хотя сами дороги (вернее — прямой маршрут от Лос-Анджелеса до Финикса, Аризона) скорее похожи на тестовый полигон и свободны от трафика, грузовик обучен обходиться без помощи водителя и полагаться на собственный электронный «мозг».

Компания-разработчик привлекла беспилотные фуры для обслужи­вания грузовых терминалов, которые разделяет 600-кило­метровое шоссе. На маршруте в кабине должен находиться испытатель, но его вмеша­тельство в работу сведено к контролю за движе­нием и оценке действий самой машины — прямого управления процессами (кроме экстренных случаев) не требуется. Камеры, лидары и датчики, которыми пользуется система, сканируют асфальтовое полотно и периметр, считывают информацию с дорожных знаков, руковод­ствуются разметкой и сигналами светофоров, помогая держать скорость, сохранять дистанцию и, при необходи­мости, менять полосу. После обкатки системы в Embark Trucks рассчиты­вают на помощь живого человека лишь в самом начале и конце логисти­ческой цепочки — на так называ­емых первой и последней миле, когда необходимо загрузить авто­мобиль и передать груз клиенту. Всё остальное время «умная» фура будет действовать автономно.

TuSimple

Примерно тем же занимается и команда китайского стартапа TuSimple, чьи автономные грузовики утюжат асфальт Калифорнии. Правда, по словам разработ­чиков, привлёкших к проекту свыше сорока миллионов долларов, софт, которым снабжены их тягачи, намного более продвинут, а камеры и лидары позволяют «видеть» на километр вперёд.

На днях в TuSimple провели любопытный эксперимент с доставкой арбузов. Фура, чью загрузку и езду контроли­ровал опытный водитель, оказалась на 10 часов оперативнее привычного транспорта: маршрут в полторы тысячи километров беспилотник в автомати­ческом режиме осилил всего за 14 часов вместо стандартных суток с небольшим.

Einride Pod

Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом

Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом

Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом


Если пока мы слышим об «умных» грузовиках, способных частично (или почти полностью) избавить водителя от управления, то шведский проект Einride вовсе обходится без человека за рулём. Показанный в 2017 году прототип Pod с грузо­подъёмностью 20 тонн обладал цифровым интеллектом, достаточно развитым для того, чтобы вынести «водителя-оператора» за пределы кабины и возложить на него лишь функцию удалённого контроля.


Как это работает? В основе коммуникации с машиной лежит система четвёртого уровня автоном­ности, позволяющая беспилот­нику действовать само­стоятельно, а также комплекс Nvidia Drive, который обрабаты­вает данные в режиме реаль­ного времени. Обладая планшетом и связью с машиной, оператор на расстоянии нескольких кило­метров может мониторить параметры, отдавать команды электронике, а также, подобно аэро­портовой вышке, контроли­ровать перемещение десятка электриче­ских грузовиков одновременно.


В 2019 году Einride получила возможность обслуживать складские терминалы компании Schenker в шведском Йёнчёпинге. Беспилотные фуры в тестовом режиме были сильно ограни­чены в максимальной скорости (разрешён­ными были всего 5 км/ч), зато имели возмож­ность раскрыть потенциал. А вскоре компания получила добро на полноценное движение по дорогам общего пользо­вания. Без юридических запинок не обошлось, но преграды вроде невозмож­ности предъявить водитель­ское удосто­верение или пройти тест на алкоголь можно считать временными трудностями.

Драйверские таланты самого беспилотника, кстати, неплохо раскры­вает недавний заезд по треку TopGear в британском Дансфолде. Да-да, автономная чудо-фура с успехом промчала по заковыри­стой трассе, на которой ставились громкие рекорды.

Volvo VERA

Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом

Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом

Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом

Нет, это не шоукар, а вполне реальный тягач, построенный подразделе­нием Volvo Trucks для логистиче­ских компаний. Беспилотный проект VERA создавался с прицелом на короткие грузо­перевозки и не позици­онируется как магистральный грузовик, способный оставить без работы тысячи водителей-дальнобойщиков. Однако, с точки зрения умственных способ­ностей, новинка 2018 года — нечто большее, чем просто складской транспорт.

«Мозг» грузовика не просто позволяет выполнять ряд операций — автономный тягач взаимо­действует с облачным сервисом и контроли­руется оператором где-то вдалеке. В зави­симости от специфики работ и загружен­ности терминала к системе могут подключаться сразу несколько авто­мобилей, распределяя между собой задачи по доставке груза и парковке трейлеров. Пока один беспилотник Vera работает, таская грузы массой до 32 тонн и постепенно «осушая» батарею, второй встаёт на зарядку, восполняя 300-кило­метровый запас хода.

А поскольку автомобили без водителя не требуют и перерывов на сон и отдых, использовать их можно кругло­суточно, что ускоряет доставку и повышает эффектив­ность работы промзоны, заводского терминала или грузового порта.



27.05.2021