Фуры, которые умнее нас: самые крутые тягачи с продвинутым интеллектом
Попробуем разбить стереотип «сила есть — ума не надо» на примере этих интеллектуально одарённых монстров. Они способны не только перемещать десятки тонн груза между складами, но и решать сотни сложнейших задач по пути. Познакомьтесь с продвинутыми грузовиками завтрашнего дня!
Tesla Semi
Имя этой громкой новинки хорошо знакомо: впервые беспилотный электрический грузовик компания Илона Маска показала в 2017 году, в один день с дебютом модели Roadster. Путь от эффектного обтекаемого концепта до серийной модели прилично затянулся, но если дальше всё пройдёт без запинок, то серийный Semi мы увидим в ближайшие пару лет или уже к началу 2022 года.
Что предлагает самая большая Tesla помимо полной загрузки в 36 тонн, запаса хода до 900 километров, пятисекундного разгона до «сотни» (к счастью, без груза) и обтекаемости, сравнимой с Bugatti Chiron? Как минимум — один из самых завидных «мозгов» в индустрии. Системы экстренного торможения и активного удержания в полосе тут выступают рабочими органами адаптивного круиз-контроля, который, в свою очередь, подчинён умному автопилоту, способному обходиться без участия человека. Система может брать на себя процесс управления грузовиком, автоматически поддерживать заданную скорость вне зависимости от уклона дороги, а также «общаться» с другими автомобилями. В ходе статической презентации было заявлено, что серийный тягач получит возможность самостоятельно двигаться в колонне, подчиняясь электронным «приказам» грузовика-лидера.
Водитель (или оператор) Semi при этом избавлен от максимального количества тех задач, которые приходится решать на современных грузовиках. Кучу важных приборов и элементов управления в Tesla заменяет пара информационных планшетов, а сама кабина больше напоминает стильную будку охраны: удобное кресло, панорамный обзор, подстаканники и необходимый набор данных, которые отображаются для контроля. Сам Маск в 2017 году говорил примерно так: «Я могу управляться с этой штукой, хотя понятия не имею, как водить грузовики».
Своеобразным криптонитом для детища Маска стал проект из Аризоны. Массивный 9,5-тонный грузовик от компании, также отсылающей своим именем к изобретателю Николе Тесле, был заявлен как один из самых крутых большегрузов на настоящий момент. Правда, в отличие от чисто батарейного Semi, магистральная модель One полагается на связку электродвигателей и массивной водородной установки, которая заряжает батареи.
С точки зрения отдачи и дальнобойности грузовик-первенец от Nikola Motor кладёт Теслу на лопатки: запас хода составляет от 1300 до 1900 километров, а тяговые электромоторы на задних осях развивают тысячу лошадиных сил. В интеллектуальном же смысле обе модели (One и Semi) довольно близки.
Кабина аризонского тягача щедро напичкана электроникой. В коммуникации с машиной участвует большой центральный дисплей — на него выводятся необходимые данные и с его помощью отдаются команды «мозгу» машины. Система имеет доступ в интернет и поддерживает связь с пользовательским планшетом, а интерфейс конфигурируется. За безопасность по периметру автомобиля отвечают набор камер и система кругового обзора.
Представленная в 2017 году модель Two добавила к списку электронного оснащения пару боковых камер, заменяющих зеркала заднего вида, а также два крупных дисплея, на которые транслируется «картинка» с бортов.
Позже свет увидел третий грузовой проект от Nikola — бескапотный тягач Tre, собранный при поддержке бренда Iveco и рассчитанный на Европу. В настоящий момент, правда, стартап уже не пуляет идеями, а пытается решить накопившиеся проблемы — начиная от анонсированной сети водородных заправок и заканчивая банальными финансами и общением с инвесторами.
Проект относительно свежего стартапа Embark Trucks выглядит ещё более продвинутым. В 2020 году компания из Сан-Франциско вывела на дороги увесистый автопоезд, снабжённый «умными» компонентами для полностью автономного передвижения. И хотя сами дороги (вернее — прямой маршрут от Лос-Анджелеса до Финикса, Аризона) скорее похожи на тестовый полигон и свободны от трафика, грузовик обучен обходиться без помощи водителя и полагаться на собственный электронный «мозг».
Компания-разработчик привлекла беспилотные фуры для обслуживания грузовых терминалов, которые разделяет 600-километровое шоссе. На маршруте в кабине должен находиться испытатель, но его вмешательство в работу сведено к контролю за движением и оценке действий самой машины — прямого управления процессами (кроме экстренных случаев) не требуется. Камеры, лидары и датчики, которыми пользуется система, сканируют асфальтовое полотно и периметр, считывают информацию с дорожных знаков, руководствуются разметкой и сигналами светофоров, помогая держать скорость, сохранять дистанцию и, при необходимости, менять полосу. После обкатки системы в Embark Trucks рассчитывают на помощь живого человека лишь в самом начале и конце логистической цепочки — на так называемых первой и последней миле, когда необходимо загрузить автомобиль и передать груз клиенту. Всё остальное время «умная» фура будет действовать автономно.
Примерно тем же занимается и команда китайского стартапа TuSimple, чьи автономные грузовики утюжат асфальт Калифорнии. Правда, по словам разработчиков, привлёкших к проекту свыше сорока миллионов долларов, софт, которым снабжены их тягачи, намного более продвинут, а камеры и лидары позволяют «видеть» на километр вперёд.
На днях в TuSimple провели любопытный эксперимент с доставкой арбузов. Фура, чью загрузку и езду контролировал опытный водитель, оказалась на 10 часов оперативнее привычного транспорта: маршрут в полторы тысячи километров беспилотник в автоматическом режиме осилил всего за 14 часов вместо стандартных суток с небольшим.
Einride Pod
Если пока мы слышим об «умных» грузовиках, способных частично (или почти полностью) избавить водителя от управления, то шведский проект Einride вовсе обходится без человека за рулём. Показанный в 2017 году прототип Pod с грузоподъёмностью 20 тонн обладал цифровым интеллектом, достаточно развитым для того, чтобы вынести «водителя-оператора» за пределы кабины и возложить на него лишь функцию удалённого контроля.
Как это работает? В основе коммуникации с машиной лежит система четвёртого уровня автономности, позволяющая беспилотнику действовать самостоятельно, а также комплекс Nvidia Drive, который обрабатывает данные в режиме реального времени. Обладая планшетом и связью с машиной, оператор на расстоянии нескольких километров может мониторить параметры, отдавать команды электронике, а также, подобно аэропортовой вышке, контролировать перемещение десятка электрических грузовиков одновременно.
В 2019 году Einride получила возможность обслуживать складские терминалы компании Schenker в шведском Йёнчёпинге. Беспилотные фуры в тестовом режиме были сильно ограничены в максимальной скорости (разрешёнными были всего
Драйверские таланты самого беспилотника, кстати, неплохо раскрывает недавний заезд по треку TopGear в британском Дансфолде. Да-да, автономная чудо-фура с успехом промчала по заковыристой трассе, на которой ставились громкие рекорды.
Volvo VERA
Нет, это не шоукар, а вполне реальный тягач, построенный подразделением Volvo Trucks для логистических компаний. Беспилотный проект VERA создавался с прицелом на короткие грузоперевозки и не позиционируется как магистральный грузовик, способный оставить без работы тысячи водителей-дальнобойщиков. Однако, с точки зрения умственных способностей, новинка 2018 года — нечто большее, чем просто складской транспорт.
«Мозг» грузовика не просто позволяет выполнять ряд операций — автономный тягач взаимодействует с облачным сервисом и контролируется оператором где-то вдалеке. В зависимости от специфики работ и загруженности терминала к системе могут подключаться сразу несколько автомобилей, распределяя между собой задачи по доставке груза и парковке трейлеров. Пока один беспилотник Vera работает, таская грузы массой до 32 тонн и постепенно «осушая» батарею, второй встаёт на зарядку, восполняя 300-километровый запас хода.
А поскольку автомобили без водителя не требуют и перерывов на сон и отдых, использовать их можно круглосуточно, что ускоряет доставку и повышает эффективность работы промзоны, заводского терминала или грузового порта.
27.05.2021