Литиевые аккумуляторы за последние десять лет подешевели почти в

Литиевые аккумуляторы за последние десять лет подешевели почти в десять раз

Мы постоянно жалуемся на недостаточную ёмкость и дороговизну аккумуляторов, но за последние десять лет литиевые батареи стали дешевле почти в десять раз. Человек из 2010 года пришёл бы в восторг от цен на литийсодержащие аккумуляторы в 2020 году. И дело даже не в технологиях. Банально выросли объёмы производства. Правда, дальше темпы снижения цен существенно снизятся, о чём (и многом другом интересном) говорит свежая аналитика.

ra2studio/Depositphotos

Согласно новому отраслевому исследованию BloombergNEF, средняя стоимость литийионного аккумулятора в 2020 году упала до $137 долларов за кВт·ч. Это снижение с 2019 года на 13 % с поправкой на инфляцию. Последние данные свидетельствуют о поразительном прогрессе за последнее десятилетие в области аккумуляторных технологий, при этом цены на комплекты с 2010 года снизились на 88 %.

Ёмкие доступные батареи будут иметь важное значение для отказа мировой экономики от ископаемого топлива. Литийионные батареи являются ключевой технологией для электромобилей. Они также необходимы для сглаживания перебоев в подаче электроэнергии ветряными электростанциями и солнечными батареями. До недавнего времени всё это имело мало смысла без существенных государственных субсидий и специальных «зелёных» тарифов. Но теперь всё меняется, и вскоре литийсодержащие аккумуляторы, точнее, снижение цен на них начнёт играть главную роль в смене тенденций в транспорте и генерации электричества.

Динамика снижения средних цен на литиевые аккумуляторы. Источник изображения: BloombergNEF

Динамика снижения средних цен на литиевые аккумуляторы. Источник изображения: BloombergNEF

По оценкам BloombergNEF, к 2024 году цены на аккумуляторные батареи упадут до $100 долларов за кВт·ч. Это примерно уровень, необходимый для того, чтобы электромобили без субсидий стали конкурентоспособными по цене с обычными автомобилями на ДВС. Учитывая, что электромобили дешевы в зарядке и, вероятно, потребуют меньше обслуживания, чем обычный автомобиль, в течение следующего десятилетия они станут все более привлекательным вариантом для владельцев.

Решающий фактор в снижении цен на аккумуляторы аналитики BloombergNEF видят в расширении производства, а не в технологиях. Чем больше товара выпускается, тем он дешевле. По оценкам BloombergNEF, скорость снижения цен на аккумуляторы составляет около 18 % после каждого удвоения объёмов производства. Так, в период с 2010 по 2020 год объёмы производства литиевых аккумуляторов выросли в 264 раза! Увы, дальше расширять производство с такими темпами вряд ли выйдет. Поэтому в последующее десятилетие цены на батареи будут снижаться всё меньше и меньше.

К примеру, в период с 2018 по 2019 цены на батареи снизились на 13 % и ещё на 13 % с 2019 по 2020 год. Но даже это обещает, что цены на аккумуляторные батареи упадут до $58 за кВт·ч в 2030 году и до $44 за кВт·ч в 2035 году. Это тот уровень цен, когда электротранспорт станет привлекательнее обычного.

Все приведенные выше цифры усреднённые. Аналитики BloombergNEF имеют возможность сказать кое-что интересное по конкретным компаниям и регионам. В частности, батареи Tesla они оценивают в ещё меньшую сумму, чем в среднем на рынке, а именно — $115 за кВт·ч в 2020 году ($128 за кВт·ч в 2019 году). При этом, по оценкам BloombergNEF, в 2020 году на долю Tesla приходилось 25 % мирового рынка электромобилей.

Источник изображения: Hyundai Motor, Reuters

Источник изображения: Hyundai Motor, Reuters

Но лидирует во всём Китай. В этой стране самые дешёвые в мире литиевые аккумуляторы, стоимость которых в 2020 году ниже $100 за кВт·ч (у некоторых производителей). И не удивительно. В Китае сосредоточено три четверти мировых производственных мощностей по производству аккумуляторов, а это объёмы и конкурентные цены.

Интересно, что самые низкие в мире цены были на большие аккумуляторные батареи, используемые в китайских электрических автобусах и коммерческих грузовиках. Средняя цена комплекта аккумуляторов для этих китайских автомобилей составляла $105 долларов за кВт·ч, по сравнению с $329 для электрических автобусов и коммерческих автомобилей в остальном мире. Это стало следствием политики властей, которые активно развивают производство коммерческого электротранспорта и инфраструктуру для его эксплуатации. Всем остальным остаётся только завидовать и брать пример с эффективных инициатив.


17.03.2021