Все, что вы хотели знать об электросамокатах, но стеснялись спро

Все, что вы хотели знать об электросамокатах, но стеснялись спросить

Все, что вы хотели знать об электросамокатах, но стеснялись спросить

В России популярность электросамокатов накрыла не только крупные города, но и провинции - и даже одну бывшую «каспийскую столицу». Самокатный бум в Астрахани начался весной 2020 года. Двухколесные гаджеты разбросаны по всему городу, и не заметить их трудно. И уж тем более сложно проигнорировать самокатчиков автомобилистам и любителям пеших прогулок в центре города. Редакция «ПУНКТ-А» решила ответить на все интересующие вопросы астраханцев по поводу нашумевшего вида транспорта: как это работает, сколько стоит и вообще законно ли?

Откуда это все взялось?
Дело в том, что в Астрахань этой весной зашли сразу несколько сетей проката электросамокатов: «YES», «Busy-Fly» и «Прокат-Самокат». Различия есть. Например, у «Прокат-Самокат» нет удобного приложения в отличие от первых двух. Но при этом данная компании не ограничивает передвижение территориально, а это довольно важный вопрос. Читайте дальше. 

Как оседлать электросамокат? 
Все очень просто: 
1) нужно скачать на смартфон приложение существующих станций проката, например, «YES» или «Busy-Fly» (все легко качается из AppStore и PlayMarket); 2) зарегистрироваться и активировать банковскую карту (для активации необходимо совершить платеж размером 1 рубль); 3) найти ближайший самокат на карте, подойти и забронировать его с помощью QR-кода (он есть на руле – у каждого самоката он индивидуальный). 4) выбираем в приложении понравившийся тариф: поминутно или за час, и начинаем поездку.  Кстати, с одного телефона можно забронировать сразу несколько самокатов для целой компании.


Сколько это стоит? 
Тариф позволяет прокатиться за вполне вполне вменяемую сумму: либо 5 руб/мин, либо 250 руб/час. 

Но есть особенности. Например, в службе «Прокат-самокат» цена выше - 300 руб/час. А у «YES» есть дополнительные опции выбора скоростного режима: «Эко», «Стандарт» и «Спорт» – до 15 км/ч, до 20 км/ч и до 24 км/ч, соответственно. За скорость немного придется доплатить, за замедление можно рассчитывать на небольшую экономию. 

Если сравнивать цены с другими регионами, то разница невелика. В Москве и Санкт-Петербурге выбор разнообразнее: можно найти электросамокат со скоростью 35 км/ч, соответственно, цена будет выше. Но тарифы у сетей являются одинаковыми для всех городов. 


Кто может пользоваться? 
Формально клиентом «YES» или «Busy-Fly» могут стать лица, достигшие совершеннолетнего возраста. Однако на практике приложение документов не спрашивает. Таким образом, использование самоката данных франшиз становится еще проще, что и привлекает многих - в том числе и подростков. 

В свою очередь, клиентом «Проката-самоката» может стать только гражданин Российской Федерации, при этом, имеющий постоянную прописку. Соответственно, при регистрации на сайте данной компании необходимо предоставить документ, подтверждающий личность, а также прикрепить селфи с паспортом. Подобные многоуровневые требования  и сложная процедура отпугивают некоторых клиентов, хотя и оператора понять можно: он предпочитает перестраховаться. 


Существуют ли особые правила передвижения? 
Принято считать, что для самокатов самое место – это тротуары, парки, скверы. Это для прогулок. А если надо доехать из пункта А в пункт Б? К сожалению, астраханские пещеходные обочины часто не приспособлены для езды на электросамокатах (тем более быстрой): много бордюров, перепадов, ям, сливных желобов, а кое-где асфальт и вовсе отсутствует. Гравий разрушает удовольствие от езды бесконечной тряской: ладони отбиваются о руль. Поэтому многие самокатчики с риском для себя решают выбраться на проезжую часть. В дневное время суток, к счастью, на это идёт не каждый. Но ближе к вечеру можно увидеть множество лихачей, которые резво разъезжают по ночным улицам. Вероятно, тут расчет на то, что трафик стал свободнее. Но не следует забывать, что ночью автомобилисты тоже любят погонять, да и видимость хуже.

Что касается особых правил для электросамокатов, то ещё в 2019 году Министерство транспорта и Госавтоинспекция начали разрабатывать для них поправки в ПДД (и для гироскутеров тоже). Но столкнулись с трудностями даже на уровне определений.  Визуально электросамокат не так уж и отличается от «обычного» коллеги. Поправки подразумевают появление термина «средства индивидуальной мобильности». Владельцы должны передвигаться по велосипедным дорожкам или тротуарам, не разгоняясь выше 20 км/ч. При отсутствии же велосипедной дорожки и тротуара они могут выезжать на проезжую часть, однако будут обязаны ехать в правом ряду. В принципе, аналогичные правила издавна действуют для велосипедистов.

Впрочем, пока что поправки не приняты, а социальные сети пестрят сообщениями о «наглых самокатчиках». Вот пример: 


Не удивительно, что многие автомобилисты и пешеходы оценивают появление двухколесных соседей негативно. Пешеходы, опасаясь столкновений, изгоняют самокаты с тротуаров. Автомобилисты тоже реагируют на самокатчиков крайне нервно - из вполне здравого опасения «сбить хрустика и сесть из-за чужой глупости».


С инициативой внесения правил езды на электросамокатах в ПДД выступил зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. Он уверен, что по скоростным показателям электросамокаты нужно относить к мопедам. Депутат запросил у ГИБДД статистику происшествий с участием электросамокатов и с удивлением выяснил, что сейчас все эти инциденты фиксируют как «столкновение пешеходов». Картограмма Госавтоинспекции не отображает точного количества происшествий с участием электросамокатов. В ситуациях столкновений, получается, что в «тротуарное происшествие» попали два пешехода. Такие примеры кажутся абсурдными, но на деле ситуация может быть опасной. Ведь их скорости отличаются: если одного пешехода скорость достигает 3 км/ч, то другого – до 25 км/ч. 

В итоге пока что живем в ситуации правового вакуума. Правил для самокатчиков нет. К счастью, и серьезных инцидентов пока тоже не было – по крайней мере, в Астрахани.

О чем еще следует знать перед поездкой?
Стать участником ДТП – это не все риски, которые преследуют любителей электросамокатов. Стоит, например, иметь в виду, что штраф за сломанный самокат составляет 6000 рублей. 

Еще один нюанс: доехать на электросамокате получится не везде. В приложениях разных сетей обозначены две картографические зоны: 
территория парковки (это центр города и людные места, где самокаты можно парковать) - и более обширная территория передвижения (где самокатам можно ездить, но нельзя парковаться). Если выехать за пределы территории передвижения, то согласно правилам оператора, самокат просто перестанет ехать. Двигаться на нем будет можно, но уже только за счет мускульной тяги, электромотор перестанет работать. Как мы уже упоминали в начале, у "Проката-Самоката" ограничений по передвижению нет. Можно уехать хоть за город - главное, плати, пока не вернешься в зону парковки.

А вот припарковать самокат и пойти дальше по своим делам можно только в зоне парковки. И тут есть есть риск: если неправильно припарковаться, то счетчик продолжит считать поездку, и есть риск улететь в минус. Поэтому, прежде, чем использовать электросамокат как транспортное средство, а не просто вариант развлечения, убедитесь, что на выбранном пункте назначения возможна парковка. Иначе придётся возвращаться, так как неприпаркованный самокат, по рассказам очевидцев, может выдать чек на несколько тысяч рублей. 


Что делать если самокат украли или он попал в аварию? 
Как сообщают операторы, в систему технического обеспечения самоката включены система «анти-вор» и функция отслеживания. Таким образом, найти украденный самокат довольно просто: их в любом случае регулярно собирают с улиц технические специалисты – на подзарядку. Если у вас отобрали самокат, напишите в техподдержку и сообщите о краже. Обо всех аварийных ситуациях и происшествиях лучше сразу сообщать в полицию, иначе будет трудно избежать штрафа.

Итого?
Использовать самокат или нет – дело каждого. Однако, если трезво взвесить все риски и вести себя разумно, самокат может стать для многих приятным вариантом развлечения, а также удобным способом передвижения по городу.

10.12.2020