Электричество против водорода: какое топливо лучше?

В концерне Volkswagen уверены, что электричество лучше водорода. Попытаемся разобраться, правда это или нет

Несколько лет назад в Volkswagen долго обсуждали, на что делать главную ставку — на водород или электричество? Казалось, что электрические автомобили имеют слишком много недостатков, но немцы решили инвестировать именно в них.

То, что традиционные двигатели внутреннего сгорания являются тупиковой ветвью в развитии автомобильной промышленности, многие производители поняли давно. Конечно, сейчас никто не будет останавливать производство бензиновых моторов, ведь покупатели привыкли к таким машинам. Однако если попытаться заглянуть на 10-20 лет вперед, то очевидно, что будущее за альтернативными источниками энергии. Но почему выбор пал именно на электричество?

1

Причина 1: электричество дешевле

Все расчёты показывают, что даже при массовом производстве водородного топлива оно все равно будет дороже электричества. Ведь водорода в чистом виде на нашей планете не существует. Следовательно, его необходимо добывать. А этот процесс недешев.

Весь процесс производства, сжатия, хранения, транспортировки и использования водорода в одной схеме
2

Причина 2: водородные автомобили сложнее и дороже

Сами по себе водородные автомобили получаются дороже электрических. Последним нужны лишь аккумуляторы и электрический двигатель. А водородным требуется не только мотор, но и сложная установка на топливных элементах. Именно в ней в ходе химической реакции взаимодействия водорода и кислорода вырабатывается электроэнергия, которая передается в аккумулятор. А еще водородные машины должны иметь недешевые баки, где газ хранится под давлением — только вдумайтесь — 700 атмосфер.

Одна из сложностей при строительстве водородных автомобилей — это баллоны для хранения газа (в Toyota Mirai они расположены под сиденьем второго ряда кресел и сразу за задней осью). В Toyota уверяют, что они создали баллоны, которые выдержат любую аварию. Водород в сжатом состоянии хранится там под давлением аж в 700 атмосфер. Фото: Toyota
3

Причина 3: экология

Не забывайте и про экологию (ради которой, собственно, все и затевается). Ведь для «заправки» электромобилей требуется лишь электричество, которое можно получить, например, благодаря ветряным генераторам. А в случае водорода процесс несколько сложнее. Сначала нужно выработать электричество, затем с его помощью получить водород, а после добыть электричество, но уже в самом автомобиле.

Второй момент — сейчас процесс получения водорода прилично загрязняет атмосферу. Хотя отметим, что в будущем предполагается добывать водород на атомных АЭС или при помощи солнечных батарей методом электролиза воды (а еще можно получать водород из отходов при помощи бактерий).

4

Причина 4: большие потери водорода

Потери при доставке электричества от места его производства непосредственно до «колес» автомобиля не такие уж и большие — в общей сложности 20-30%.

А вот при использовании водорода потери энергии намного больше — по некоторым расчетам, эффективность водородной машины составляет 25-35%. То есть водородный автомобиль потребляет в 2-3 раза больше энергии на один километр пути, чем электрический автомобиль.

5

Причина 5: стоимость инфраструктуры

Строительство современной точки для подзарядки электромобилей обходится гораздо дешевле, чем организация заправочной водородной станции. Мало того, для подзарядки электромобиля достаточно иметь обычную электрическую розетку, которая есть в наших домах.

Водород — ошибка?

Этого пока никто не знает. Поэтому многие производители по-прежнему ведут работы в этой области. Лидером здесь является Toyota и Hyundai. Хотя скоро о себе могут заявить китайские компании — в Поднебесной решили поддерживать водородные автомобили после того, как в мае 2018 года премьер-министр Китая Ли Кэцян посетил Японию и познакомился с водородомобилем Mirai. Эта экологически чистая машина произвела на Ли Кэцяна большое впечатление.

Это уже второе поколение Mirai — продажи машины начнутся в этом году. Причем не только в Японии, но и в США, и в Европе. Второй Mirai принципиально отличается от первого. Нет — топливо тут такое же. Но в основе лежит уже не платформа от гибридного «Приуса», а заднеприводная тележка от большого седана Crown, который хорошо знаком любителям правого руля. Благодаря этому второй Mirai стал заметно крупнее своего предшественника — колесная база увеличилась на 140 мм, а длина на 85 мм (плюс — машина стала шире на 70 мм).

Однако многие эксперты уверены, что в сегменте легковых автомобилей водород как топливо все же проиграет электричеству. Но он займет лидирующие позиции в секторе грузовых автомобилей, в железнодорожном, воздушном и морском транспорте. Правда, они будут переводиться на новое топливо лишь после 2030 года (уж слишком большой жизненный цикл у самолетов, кораблей и поездов).

Статистика: побеждает электричество

В прошлом году было продано в общей сложности 7,5 тысячи водородных автомобилей (в основном это Toyota Mirai и Hyundai Nexo). Это соответствует уровню продаж электрокаров в 2010 году (в 2019 году в мире было продано более 2,2 млн электромобилей и подзаряжаемых гибридов).