На крохотном электрокаре доехал от Бреста: история экономного тю

На крохотном электрокаре доехал от Бреста: история экономного тюменца с VIP-доступом на парковку

На своем Smart ED он проехал более 3,5 тысячи километров за 9 дней

В Тюмени около 200 владельцев электромобилей. Все они стараются общаться друг с другом — никому не помешает помощь в стране, где этим делом увлечены всего 0,01% всех водителей. Есть у них и свой клуб. Его президент и основатель движения в Тюмени Денис Дедюхин честно рассказал 72.RU обо всех нюансах владения и пользе, которую каждый водитель может принести городу, если пересядет на электротранспорт, и как меняется у тюменцев и чиновников подход к использованию таких машин.

Идеальный городской автомобиль

Место, где живет президент клуба электромобилистов, можно узнать сразу. Возле подъезда стоит на «заправке» маленький двухместный Smart ED — нынешний электромобиль Дениса Дедюхина. Он занимает так мало места во дворе трехэтажного дома, что невольно начинаешь завидовать — у владельца точно нет проблем с парковкой.

Крохотный, но резвый электрокар — не единственное авто в семье тюменца

Крохотный, но резвый электрокар — не единственное авто в семье тюменца

Еще одна станция подзарядки свободна — обычно здесь заряжается plug-in (гибридный. — Прим. ред.) Opel Ampera, которым семья Дедюхиных пользуется для междугородних поездок.

— Я — человек, рожденный в СССР. Поэтому журналы «Юный техник», «За рулем» всегда были как магнит. Интерес к солнцемобилям, электромобилям и накопителям энергии был всегда, но в реальности все это осуществилось, когда появилась семья, — рассказывает Денис.

Для него это уже пятый автомобиль на электрической тяге — первый раз он сел за экологически чистый руль в 2013 году. И бензиновая машина перестала эксплуатироваться.

Тогда его увлечение воспринимали, мягко говоря, скептически. Окружающие относились к электромобилям снисходительно, будто это какая-то вторая-третья… пятая игрушка в семье, но не полноценный транспорт. Денис считает, что все резко меняется:

Многие ребята рассказывают, как на дороге водители «Лексусов» показывают им большие пальцы вверх, когда видят электромобиль.

Однако, вполне возможно, что другие автовладельцы просто не догонят Дениса — маленький Smart, по его словам, нередко первым стартует на светофорах и достаточно резво передвигается по городу.

Ради популяризации электротранспорта Дедюхин совершает длинные и рискованные пробеги. На своем Smart ED он добрался от Бреста до Тюмени, проехав более 3,5 тысячи километров за 9 дней. Были и более скромные авантюры — например поездка в Омск и обратно в апреле прошлого года.

Все пробеги усложняются тем, что в РФ до сих пор нет зарядной инфраструктуры. На трассе Тюмень — Омск действует лишь одна медленная зарядная станция (Ensto type2 2х22 кВт), установленная энергетиками в поселке Крутинка специально для польского путешественника Марека Каминского в 2018 году. Он, напомним, заезжал на электрокаре в Тюмень по пути в Японию и обратно.

Из двух зол

Денис говорит, что денежная экономия — это серьезный бонус, а вот забота об экологии — один из основных мотивов для него. Тут же он соглашается: любое транспортное средство несет вред окружающей среде. Но из двух зол Дедюхин выбирает меньшее.

— Да, электроэнергия вырабатывается при помощи ТЭЦ — угля и газа, что не экологично. Но электротранспорт мы можем заряжать ночью, когда электростанции работают по сути вхолостую. И более того, электромобиль — носитель энергии. Во всем мире давно развивается система его интеграции в сеть (она называется V2G/V2H). В часы пик технология позволяет владельцу электромобиля возвращать энергию обратно в сеть. А ночью — наоборот. За счет этого вы можете рационально расходовать топливо, которое впустую сгорает на ТЭЦ.

Еще один электрокар в семье тюменца — гибридный Opel Ampera

Еще один электрокар в семье тюменца — гибридный Opel Ampera

Второй аргумент, который зачастую приводят против электромобиля, — вредное производство. Немецкие журналисты выпустили фильм, в котором задаются вопросом: «Настолько ли прогрессивной технологией является электротранспорт?» Ведь при создании батарей используется большое количество редкоземельных металлов. Денис считает, что и эту проблему производители со временем решат. От того же кобальта, из-за добычи которой страдают жители стран Третьего мира, производители уже начали постепенно отказываться. Второй аргумент в защиту — развитие технологий бюджетных натриевых батарей, которые могут прийти на замену литий-ионным аккумуляторам.

Самое главное преимущество электромобиля очевидно — он не выбрасывает в атмосферу выхлопные газы. Доля локальных выбросов в Тюмени от ДВС составляет более 70%. Важно понимать, что на производство привычного топлива тратится колоссальное количество энергии, в том числе и электрической. Например, обычному автомобилю на производство бензина требуется электроэнергии в 1,5 раза больше, чем это нужно электромобилю. В электромобиле почти не используются масла, которые потом попадают в окружающую среду. Денис утверждает: за весь цикл эксплуатации электромобиль наносит минимум в два раза меньше вреда, чем обычный.

Электромобиль: мифы и заблуждения

Самый распространенный миф об электромобилях — их долго заряжать. Да, зарядка такой техники длится дольше пяти минут на АЗС, но и проехать на одном заряде электрические машины могут все больше. Заряжаются машины с разной скоростью. Все зависит от емкости батареи, ее химического состава, температуры батареи (холодный аккумулятор заряжается гораздо хуже). Например, самый распространенный Nissan Leaf летом до 90% зарядится за 40 минут. Есть машины с другими видами аккумуляторов — они могут справиться и за 15 минут.

Время зарядки электромобиля зависит от многих факторов

Время зарядки электромобиля зависит от многих факторов

Однако Денис уверен: будущее не за большими емкостями батарей, а за энергоэффективными машинами и развитой сетью зарядок. Над этим активно работают во всем мире. Даже пример соседней Белоруссии вдохновляет электроводов — там власти активно взялись за популяризацию этой техники. Создается развитая зарядная инфраструктура, появляются мощные зарядные станции на трассе, вводятся льготы и прочие преференции для электромобилей.

Другой миф звучит так: «У нас холодная страна и электромобиль замерзнет». Но ведь любой автомобиль необходимо готовить к условиям эксплуатации. Для таких случаев многие владельцы электромобилей устанавливают автономные отопители по типу Webasto или аналогов.

— Не совсем правильно превращать чистые электромобили в «гибрид». Но, если нужно увеличить запас хода, эта мера вынужденная, — считает Денис. — К тому же, во многих моделях есть интегрированные системы подогрева батарей, которые значительно облегчают эксплуатацию в суровую зиму.

Третье распространенное мнение — автомобиль никто не сможет обслужить при поломке. Но в городе появляются организации, которые обслуживают свои электромобили и смогут устранить неисправности, например, официальный дилер Jaguar в Тюмени — компания «Автоград». С остальными электромобилями, как признается Денис Дедюхин, сервис, в основном, гаражный:

— Да и занимаемся мы чаще не ремонтом, а скорее улучшением. Например, меняем зарядные устройства на более мощные.

Сколько это стоит?

Автомобили на электротяге в России — удовольствие недешевое. Бюджетная леворукая машина обойдется в 700 тысяч рублей, а за новые и современные модели придется выложить гораздо больше. Авто с правым рулем из Японии — самый доступный вариант. Сейчас популярный в городе электромобиль Nissan Leaf можно приобрести за сумму до 500 тысяч рублей. За эти деньги вы получаете авто первого поколения 2011–2012 годов выпуска. Самое интересное предложение на рынке — это корейский Hyundai Ioniq, который считается более бюджетным аналогом и прямым конкурентом знаменитой Tesla. Этот автомобиль обойдется покупателям в 1,5 миллиона рублей на вторичном рынке.

Нюанс покупки заключается еще и в том, что владелец вынужден оставить на таможне чуть ли не половину стоимости электромобиля, если он ввозится в страну из-за рубежа. Но есть и хорошие новости: в ЕАЭС приняли решение об освобождении электрического транспорта от таможенной пошлины до конца 2021 года. Решение вступит в силу в конце апреля.

Зарядка электромобиля намного дешевле. Для сравнения, средний владелец бензинового авто тратит порядка 6–7 тысяч рублей в месяц при условии ежедневной эксплуатации и использовании топлива АИ-92. А «полный бак» для бюджетного Nissan Leaf обойдется в 480 рублей на платной зарядной станции от «Тюменьэнерго». Запас хода полностью заряженной батареи этой модели — 160 км.

Напомним, в городе есть и бесплатные зарядные станции, которые позволяют ежемесячно сохранить в кармане до 8 тысяч рублей. Сэкономить удается еще и на том, что в электротранспорте меньше агрегатов и трущихся деталей — он надежнее.

— Затраты на электроэнергию в 20 раз ниже, чем на топливо, — считает Денис. — При обычной эксплуатации остаются только расходы в виде элементов подвески, шин, замены салонного фильтра раз в год и масла в редукторе (по регламенту ТО). Ежегодная экономия может достигать до 150 тысяч без учета бесплатных парковок.

Подтверждает это и еще один водитель электромобиля, с которым я познакомился у здания администрации, где организована бесплатная зарядка. Андрей рассказывает, что долго решался, но теперь не жалеет — машина ни разу не подвела его и за восемь лет он не поменял в ней ничего, кроме расходников.

Андрей — опытный водитель электрокара. Говорит, что машина его ни разу не подвела 

Андрей — опытный водитель электрокара. Говорит, что машина его ни разу не подвела 

Кстати, про бесплатные парковки. Власти города совместно с «Тюменьгортранс» организовали бесплатный доступ на закрытых парковках — возле администрации города и на набережной. Сейчас это работает так: каждый владелец электромобиля вносит номер своего авто в реестр. Когда он подъезжает к шлагбауму, камера считывает номера и пропускает на стоянку.

Власти помогали, но есть сложности

— Многие из владельцев надеялись, что государство будет и дальше развивать инфраструктуру. В период, когда в регионе были возможности, энергетики ПАО СУЭНКО и АО «Россети Тюмень» установили общественные зарядные станции в городе, — вспоминает Денис.

Теперь три из шести общественных зарядных станций в городе стали платными и непопулярными. Владельцы электромобилей стараются организовать зарядную станцию возле дома. Технически это просто, да и все нормы уже для этого прописаны, но вот бюрократия ставит свои преграды.

Владельцы авто обращаются к энергетикам и в управляющие компании. Им в ответ отправляют отписки, что «электромобиль не является электробытовым прибором». Владелец электромобиля, проживающий в многоквартирном доме, вынужден договариваться с людьми на месте — нужно согласовать установку с жильцами подъезда, энергокомпаниями, УК и другими инстанциями.

Денису Дедюхину удалось договориться со всеми, у него таких «заправок» во дворе даже две. Простая розетка в открытом доступе тут не подойдет — это чревато замыканием. Идеальный вариант для зарядки электромобиля в жилом доме — розетка в закрытом металлическом ящичке или бюджетная зарядная станция.

— Дальнейшее развитие зарядной инфраструктуры в нашем регионе остановилось. Широко в мире распространяется сеть зарядных станций, стоимость которых на порядок ниже существующих АЗС. На трассах Европы появляются станции экспресс-зарядки на 50, 100, 150… 350 кВт. В России, к сожалению, все происходит очень слабыми темпами, хотя с точки зрения технических возможностей здесь нет ничего сложного, — считает Денис.


10.07.2020